ДРУГИЕ РАБОТЫ

ЗАКАЗАТЬ ТХАНКУ

ПОДРОБНЕЕ ОБО МНЕ

ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ИНДИИ

ИСКУССТВО БУДДИЙСКОЙ ТХАНКОПИСИ

Традиционная тибетская живопись тханка (тиб.- свиток) - это результат слияния индийской, персидской, кашмирской и непальской изобразительных традиций. В рамках тибетского буддизма сложились два основных стиля тханкописи - Менри и Гадри, а позднее от их смешения появился Менсар, или новый Менри. Классический тибетский стиль Менри был разработан в 14 веке Менла Дондрупом (эманацией Манджушри - Бодхистаттвы Мудрости). Традиция духовного искусства осталась безупречной и неповрежденной до нашего времени и по сей день передается от Учителя к ученику. Основные пропорции божеств и Будд во всех стилях неизменны, они записаны в древних текстах - таких как тантры Калачакры и Чакрасамвары. Традиционно считается, что пропорции и описание Будды и других божеств были переданы самим Буддой. Для разных классов божеств-защитников приняты различные пропорции и принципы построения рисунка. В живописи применяются минеральные краски из драгоценных и полудрагоценных камней, натуральное золото, мистические вещества.
Стиль Гадри сложился благодаря выдающемуся художнику и очень знаменитому учителю Тибета - 8 Кармапе Микьё Дорже, жившему в ХVII веке. Этот прозрачный, воздушный стиль включил в более ранний стиль Менри влияние китайской живописи; обыгрывается пустое пространство холста, включаются элементы традиционного китайского пейзажа, часто встречается асимметричная композиция.
В буддийской духовной традиции считается, что рисование божеств - это деятельность бодхисаттв, так как помогает живым существам совершенствовать два накопления - заслуги и мудрости. Заслуги - через создание образов божеств и Будд и почитание их. Мудрости - через медитацию на них и постижение собственной природы ума. Символизм различных атрибутов отражает качества просветленного ума, которые невозможно выразить словами или объяснить логически.
Создание тханка считается мистическим процессом. Помимо знания совершенных пропорций и рисунка, технологии и материалов, художник должен иметь особые посвящения и наставления от учителя. Холст созерцается как зеркало, в котором отражается божество при посредничестве художника. Поэтому делаются соответствующие практики медитации - как перед началом создания тханка, так и в процессе выполнения. В последнюю очередь открываются глаза божеств (в подходящий по астрологическим признакам день), после чего тханка освящается Ламой.
Предназначение тханка - не только для медитации или для украшения храмов. Тханка заказывают для осуществления различных действий, т.е. это своего рода магический ритуал. Например, тханка заказывают для долгой жизни, для удачи, для богатства и процветания, для помощи умершим в Бардо, для нахождения важных Тулку (реинкарнаций), для преодоления препятствий и болезней. Есть очень специальные изображения, которые используются как Тодрол, т.е. создают причину для освобождения всех живых существ, которые его когда-либо видели. Особые техники живописи на черном фоне (наг-тан) и на красном фоне (мар-тан) связаны с видением красного и черного света в момент смерти; также особая техника сер-тан (золотая) - символизирует узнавание Ясного Света - в этот момент, если произошло узнавание - это подобно встречи Матери и Сына и означает достижение полной реализации состояния Будды. Такие тханка являются Тодролами. Техника обычной живописи соотносится с «Бардо жизни».
Существуют традиции выполнения тханка в технике аппликации и в технике вышивки, ныне очень редкие. Аппликационные тханка, обычно очень большого размера, использовались для внутреннего убранства монастырей и по особым праздникам. В технике вышивки обычно выполнялись мирные божества и божества долгой жизни.

Hosted by uCoz